Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Экспериментальное исследование внимания

Психологические исследования внимания - Загальна психологія: Хрестоматія - Навчальні матеріали онлайн Мы проводили исследования внимания в разных видах деятельности. В статье дано краткое изложение основных экспериментальное исследование внимания результатов. Предметом исследования является экспериментальное исследование внимания в изобразительной, экспериментальное исследование внимания в форме спортивной тренировки экспериментальное исследование внимания и учебной деятельности учащихся на уроках. Внимание человека имеет социальную природу по своему экспериментальное исследование внимания и способам функционирования, оно экспериментальное исследование внимания трудовой деятельностью и проявляется в сосредоточенности на предмете труда, на процессе деятельности, на средствах труда и на его результате. Изучение внимания в процессе деятельности имеет принципиальное значение для постановки исследования всей проблемы внимания. Выбор же для данного исследования указанных видов деятельности мотивируется не изученностью внимания в изобразительной деятельности и начальной фазой исследования внимания в данной его постановке в двух других видах деятельности. Внимание регулируется поставленными целями и решаемыми задачами, отношением человека к деятельности, опосредствуется организацией и рациональными умениями и навыками работы и поддерживается внешними условиями экспериментальное исследование внимания. Внимание представляет собою интегральное психическое явление, оно производно от сложившихся свойств личности и, вместе с тем, является опорным свойством, влияющим на развитие других свойств личности. Анализ состояния проблемы внимания представлен в нашей работе в двух взаимосвязанных аспектах: изложены и проанализированы физиологические и психологические концепции внимания; изучены и приведены в систему исследования внимания во многих видах деятельности. В анализе указанных вопросов мы опираемся на 630 литературных источников. На основе изучения физиологических теорий внимания установлен многосторонний подход к анализу физиологического механизма внимания, его моторных и сенсорных компонентов, механизма ориентировочной деятельности, значения ретикулярной формации, исследования закономерностей течения нервных процессов в коре больших полушарий, системности высшей нервной деятельности, принципов доминанты и обратной связи, значения речевой системы в развитии произвольного внимания. Психологические концепции внимания показаны путем анализа работ Ушинского, Вундта, Джемса, Титченера, Страхова и многих других психологов, установлены основные направления в изучении вопросов о генезисе внимания, его психологических основ, стадиальности развития, о свойствах внимания и педагогические приложения психологических теорий внимания. Состояние проблемы внимания подробно охарактеризовано со ссылками на многие работы также путем анализа исследований внимания в разных видах деятельности: в учебной деятельности школьников, в учебно-воспитательной работе учителей, вузовских лекторов-преподавателей, студентов, внимание в научной работе, в производственном труде, в летной деятельности, экспериментальное исследование внимания работе врачей, в занятиях физической культурой и спортом, в творческой работе писателей, музыкантов-исполнителей и в сценической экспериментальное исследование внимания актеров Страхов и многие другие психологи. Для теоретической, проблемной и методической постановки исследования внимания в нашей работе характерны; изучение внимания в деятельности при посредстве лабораторного эксперимента, воспроизводящего основные характеристики данной деятельности, и путем систематического наблюдения непосредственно в изучаемых видах деятельности причем автором были предварительно освоены исследуемые виды деятельности ; изучение внимания во всем процессе деятельности, в его психологической стадиальности экспериментальное исследование внимания не только в отдельных его фазах или в начальной и конечной стадиях деятельности ; изучение психологических закономерностей направленной сосредоточенности в разных ее свойствах; системный подход к изучению внимания, выражающийся в применении компонентного, структурного экспериментальное исследование внимания сравнительного анализа внимания в его макроструктуре, и экспериментальное исследование внимания его свойств и в микроструктурных особенностях, анализ функций внимания во всем процессе деятельности, установление его полифункционального характера; выявление новых свойств внимания и в соответствии с этим обоснование научных понятий о них; изучение внимания в его познавательном значении в сочетании с изучением внимательности в ее нравственно-психологическом значении; личностный подход к анализу внимания изучение коллективных форм его проявления в деятельности; определяющее значение содержательного качественного анализа в обработке материала; установление педагогического применения психологических выводов, обобщение педагогического опыта, а также ориентация на создание нового педагогического опыта в воспитании внимания школьников. В соответствии с указанными задачами и проблемами были разработаны новые методики исследования внимания в эксперименте и в различных вариантах методики психологического наблюдения. Внимание в работе над учебным рисунком с натуры изучалось на рисующих и нерисующих взрослых и подростках, путем сравнительного анализа процесса направленного сосредоточения; объектом изучения внимания гимнастов были школьники-подростки; в учебной деятельности - подростки и старшие школьники; в психолого-педагогическом плане изучалось внимание экспериментальное исследование внимания рисования, преподавателей-тренеров, учителей по общеобразовательным предметам, преподавателей труда. В результате экспериментального исследования изобразительной деятельности в форме работы испытуемых над учебным рисунком с натуры в эксперименте была установлена стадиальность внимания рисовальщиков: предварительная ориентация в натурной постановке, интегральное внимание, целостность сосредоточения в решении композиции, сосредоточение в проработке светотеневых отношений, дифференцирующее внимание в процессе детализированной тональной разработки рисунка, сосредоточение на тонких световых эффектах, сосредоточение в функции уточнения, послеоперационное внимание. Выявлено также сочетание и переслаивание различных функций внимания в работе над рисунком в целостном цикле этого процесса с меняющейся направленностью внимания, что создает сложность его психологической структуры и ее экспериментальное исследование внимания, начиная с состояния предвнимания и формирования центра внимания, как доминантной направленности сосредоточения на натуре и рисунке. В этой связи в работе дан анализ "ошибок внимания" учащихся, наблюдавшихся в процессе изображения натуры. Психологическая структура внимания выявлена в результате анализа его макро- и микроструктуры. В этом плане установлены варианты взаимосвязи отдельных актов внимания, являющихся его структурными компонентами: относительно простая их последовательность, рассредоточенность расположения и последовательность в частичной разрозненности в макроструктуре внимания. Поисковая функция внимания исследована в разных вариантах вспомогательных построений, представляющих своеобразный аппарат интеллектуального внимания: прозрачное изображение натуры, продление в рисунке конструктивных линий и установление взаимосвязи между расчлененными и трудно объединяемыми элементами натуры; экспериментальное исследование внимания замера - при первоначальном восприятии натуры, в соотнесении размеров основных компонентов постановки, установление внутрипредметных соотношений и в заключительной проверке рисунка. Указанные операции способствуют уточнению образа предмета и формированию направленного внимания в его целостной и аналитической ориентации. При посредстве знакового моделирования внимания в обозримой форме воссозданы его динамика в процессе работы учащихся над рисунком, изменения направленности внимания на разных стадиях этого процесса, его структурная целостность, переключения в системе рисунок-натура и установлено девять видов разветвления сосредоточения. В изучаемых видах деятельности внимание носит полифункциональный характер. В процессе активного психического отражения предметов и явлений оно способствует расширению и углублению познавательной деятельности, ее тесной связи с действительностью. Функции внимания проявляются перед началом работы экспериментальное исследование внимания ориентации в предстоящей деятельности, интенсивное устойчивое сосредоточение способствует ясности, отчетливости, углубленности, организованности и продуктивности восприятия и мышления. В результате исследования антиципирующей и контрольно-корректирующей функции внимания были установлены многие конкретные их проявления. Антиципирующая функция внимания в процессе работы над рисунком экспериментальное исследование внимания в планировании, экспериментальное исследование внимания направленности, выборе приемов изображения и опережающем выполнении коррекции. Установлены экспериментальное исследование внимания разновидности антиципации актов внимания их различия по уровню. В контрольно-корректирующей функции внимания в процессе работы над рисунком выражается ведущая сквозная направленность сосредоточения на рисунке и натуре в их сопоставлении. Установлено психологическое экспериментальное исследование внимания различных актов коррекции: цепного их построения, широкого рассредоточения и разновидностей возвратного внимания, характерного для механизма обратной связи в данном виде деятельности. В этом плане выявлены индивидуальные различия внимания квалифицированных рисовальщиков по критериям деления: творческого подхода к коррекции, степени обобщенности, своевременности применения, детальности корректирования, различий в способах коррекции и эмоционально-волевой структуры состояния внимания рисующих. Установлены четыре основных психологических условия повышения продуктивности корректирующей функции внимания. Экспериментально и путем наблюдения выявлено значение речи как средства регуляции внимания: словесное обозначение выполняемых действий, роль речи в планировании действий, ее экспериментальное исследование внимания функция, вербализация актов переключения внимания, обозначение и оценка коррекции. На основе анализа соотношений речи и графических движений установлены четыре вида структур внимания рисовальщиков, различных по подготовке: гармоничная, субгармоничная, усеченная и упрощенная структуры. В процессе рисования с натуры изучен психологически своеобразный вид речи - интеральная речь, по своему строению и функциям занимающая промежуточное положение между внешней устной и внутренней речью. В ее структуре выделены приостановки и "порции" речи, повторение отдельных слов и словосочетаний, варианты уточняющих высказываний, "проба" слов, вопросы себе, подтверждение правильности действий, недоговаривание фраз, завершение мысли после приостановки, переслаивание тематически различных высказываний, их аструктурность и словесная незавершенность и связь указанных свойств речи с уяснением замысла и поисковой функцией внимания, а также фазовый характер форм интеральной речи и различия высказываний по уровню обобщенности. Во всем этом выражаются познавательная и воздейственная функции этого вида речи, ее регулирующее значение в соответствии с решаемыми задачами. Педагогический аспект представлен в исследовании методов активизации внимания учащихся в детской художественной школе. В этом плане охарактеризованы способы показа техники рисования, комментирования этого процесса, введение в натуру вспомогательных элементов, побуждение поисковой деятельности, активизация различных свойств внимания на разных этапах работы над рисунком, выявлено также значение установочной физической позиции в процессе работы над рисунком. В педагогическом плане показано значение внимания учителей рисования как психологической основы педагогического такта в воспитании внимания учащихся. В этой связи обсужден опыт работы ряда выдающихся художников-педагогов и охарактеризованы особенности психологической структуры такта преподавателей художественной школы, индивидуальные различия такта их педагогическая эффективность. В главах работ, посвященных психологии внимания школьников-гимнастов в их тренировочной деятельности и в учебной деятельности учащихся, исследование направлено на выявление специфических проявлений внимания, характерных для этих видов деятельности, и свойств внимания, общих с экспериментальное исследование внимания свойствами внимания рисовальщиков. Общее и специфическое представлено в единстве форм и функций внимания, включенного в разные виды деятельности. В этом плане введено экспериментальное исследование внимания об интеллектуальном внимании, для которого характерно определяющее значение познавательной задачи, внутренняя логика развития сосредоточенности в соответствии с решаемой задачей и речевая регуляция внимания при посредстве различных форм речи. Интеллектуальное внимание выражается в существенно важных его свойствах: в дифференцирующем сосредоточении с его аналитической ориентацией, внимании к деталям изучаемого объекта и процесса деятельности, в экспериментальное исследование внимания и углублении анализа; в целостном сосредоточении с его синтетической направленностью, что в гимнастических упражнениях выражается в сосредоточении на элементах упражнения в их взаимосвязи, в одновременности выполнения движений, в выделении центральных элементов 8 системе упражнения; в возвратном характере и перспективности внимания, в чем проявляются различия направленности внимания в его корректирующей и поисковой функциях при учете фактора времени; внимание к собственной деятельности и в ее соподчиненности коллективно решаемой задаче, выполняемой одновременно и согласованно в групповых упражнениях. В характеристике динамических особенностей внимания в гимнастических упражнениях обоснованы понятия о предвнимании в его первичной и вторичной формах, о фазе восходящего внимания, его положительном сдвиге, новой ориентации сосредоточения и его оперативной подвижности. В единстве с изучением внимания в его познавательном значении предметом исследования была внимательность учащихся в ее нравственно-психологическом значении. Были установлены многие формы внимательности, выражающиеся во взаимном исправлении ошибок в упражнениях, в отзывчивом отношении к просьбам об оказании помощи и проявления активной внимательности по собственному экспериментальное исследование внимания учащихся. Рассмотренные понятия о сложных свойствах интеллектуального внимания и о внимательности в ее нравственно-психологическом значении ориентируют исследование внимания в плане психологии личности и представляют социально-психологический и характерологический аспекты в его изучении. Индивидуализация форм внимания выявлена в установлении семи типов школьников-гимнастов на основе критерия сосредоточенности к выразительности движений. Выявлены формы и функции речи в процессе гимнастических упражнений в их влиянии на саморегуляцию внимания, краткие реплики гимнастов в процессе упражнений, назывные формы высказываний, вопросная форма речевого воздействия, комплексные формы высказываний и развернутое комментирование упражнений. В педагогическом плане изучалась речь преподавателей физической культуры и спорта как фактор развития педагогического такта в его значении для воспитания внимания школьников-гимнастов индивидуализация форм обращения в соответствии с критериями такта. В учебной деятельности учащихся на уроках предметом исследования было их коллективное внимание, его формы и психолого-педагогические экспериментальное исследование внимания их актуализации. Были установлены формы: синхронного внимания, экспериментальное исследование внимания коллективного внимания его групповая формачастичное расслоение коллективного внимания и разные сочетания индивидуального и коллективного внимания. В результате изучения процесса управления учителями коллективным вниманием учащихся были выявлены способы оперативного и антиципирующего воздействия, установлено десять различных способов управления вниманием учащихся на уроках. Комплексное применение различных способов воздействия на внимание учащихся в форме каскадного управления охарактеризовано в его разновидностях поступательном и реконструирующем управлении их комбинировании. При изучении внимания учащихся на уроках труда экспериментальное исследование внимания анализа были формы включения внимания в деятельность процессы первичного и вторичного предвниманияустойчивость и динамика внимания и корректирующая его функция, в развитии которой экспериментальное исследование внимания установлены четыре стадии ее совершенствования. Предметом изучения было также внимание преподавателей труда, основные проявления его направленности, выявлены шестнадцать основных условий, в которых конкретизируется внимание преподавателей. Внимание преподавателей изучалось в комплексе с анализом их педагогического такта и педагогической техники в обращении с учащимися. В целом в проведенных исследованиях автор стремился выявить новые свойства и виды внимания, сложные образования процесса сосредоточения, психологические закономерности внимания, характерные для изучаемых видов деятельности, и психологические основы воспитательного воздействия экспериментальное исследование внимания на внимание школьников. Рассмотренные экспериментальное исследование внимания подробно изложены в работах автора, описок которых прилагается.



copyright © fsti55.ru