Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Формы уроков по истории

Диссертация на тему «Методические условия работы старшеклассников с документами на уроках истории различной формы :На материале истории культуры и быта Отечества XX века» автореферат по специальности ВАК 13. Научно-методические аспекты использования документа в различных формах урока. Научная и научно-педагогическая литература о методах и формах изучения документов в рамках школьного обучения. Психологические предпосылки развития деятельности старшеклассников в процессе использования документов в различных формах уроков. Освещение работы с документом на уроках истории в методической литературе. Проблема использования документа в практике школьного обучения истории Отечества XX века в старших классах. Программы по отечественной истории XX века об изучении вопросов культуры и быта на основе документов. Потенциальные формы уроков по истории учебников для работы с документами по истории отечественной культуры XX века. Обучение старшеклассников на основе использования документов в различных формах урока. Опыт изучения документов на нетрадиционных уроках по истории на материале истории культуры и быта Отечества XX века. Алгоритм работы с документами на уроках различной формы. Применение формы уроков по истории на уроках различной формы в рамках формирующего эксперимента. Введение диссертации часть автореферата На тему "Методические условия работы старшеклассников с документами на уроках истории различной формы :На материале истории культуры и быта Отечества XX века" В настоящее время в сфере образования активно разрабатываются новые подходы к преподаванию истории в средней школе. Одной из формы уроков по истории, выступающих на первый план, является проблема гуманизации исторического образования, то есть привлечения большего внимания к человеку как объекту исторического исследования, к его повседневной жизни, быту и нравам прошлых эпох. Основной акцент делается не столько на освещении роли известных личностей в тех или иных исторических событиях, сколько на изучении духовной культуры, повседневной жизни « маленького человека». Современный этап развития исторической науки, характеризующийся значительным расширением документальной базы, вызывает повышение интереса методистов-исследователей к этой проблематике. Обогащение содержания предмета новыми сюжетами, связанными с проблемами менталитета, должно способствовать достижению как образовательных, так и воспитательных целей. Учителю необходимо добиваться того, чтобы в процессе изучения данной проблематики учащиеся осознали разницу между менталитетом современного человека и образом мыслей, миропониманием представителя иного исторического периода. Кроме того, материал о ментальности, бытовой культуре, повседневной жизни людей прошлого, помимо высокой степени важности и образовательной ценности, способствует формированию эмоционального отношения и повышению интереса к предмету. Одной формы уроков по истории наиболее важных задач, стоящих перед старшеклассниками, является постижение истории XX века, поскольку понимание реалий сегодняшнего дня без глубокого и вдумчивого изучения опыта прошлого столетия невозможно. Разница в менталитете поколений сегодня особенно очевидна. В этой связи актуальным становится вопрос о достижении взаимопонимания между людьми, чей менталитет формировался в советскую эпоху, и современной молодежью. Знакомство детей с историей, которую творили их бабушки и дедушки, способствует формированию таких важных формы уроков по истории, как толерантность, умение встать на позицию другого человека, способность взглянуть на мир с иной точки зрения, более объективно оценивать изучаемое историческое явление. Всё это в итоге станет залогом успешной социализации вчерашних школьников. Изучение учащимися повседневной жизни человека прошедшей исторической формы уроков по истории может осуществляться различными путями. Весьма результативным, на наш взгляд, является способ, при котором дети овладевают знаниями о том или ином периоде через изучение документа прошлого, отражающего особенности психологии, жизненных ценностей, мировосприятия общности людей или конкретной личности изучаемого периода. Многообразие опубликованных источников, проливающих свет на менталитет человека советского времени, открывает широкие возможности перед учителем по организации уроков различной формы с применением документов. Использование письменных источников на уроке истории всегда рассматривалось методистами как важная составная часть обучения истории. В XIX - начале XX века в обучении истории активно применялся « лабораторный метод» Фарфоровскийполучивший свое развитие в 20-30-е гг. В трудах советских методистов 50-80-х годов XX века содержится значительное количество рекомендаций по использованию документа на уроках в качестве дополнительного источника исторических знаний Однако в 90-е годы XX формы уроков по истории произошло важное изменение в оценке роли документа на уроке истории: многие исследователи последовательно доказали, что письменные памятники прошлого могут рассматриваться как основной источник знаний по предмету J1. Новое педагогическое мышление требует от ученых и учителей поиска новых, более совершенных форм урока истории. Эффективность современного урока, прежде всего, предполагает активную деятельность учащихся, которая достигает своего наивысшего творческого уровня в формы уроков по истории организации нетрадиционных форм занятий. Одним из хорошо знакомых методистам средств организации таких уроков может стать обширный документальный материал, поскольку его использование дает дополнительный импульс к развитию деятельности учащихся и способно поднять ее на более формы уроков по истории уровень. Существует целый ряд диссертационных исследований, в той или иной степени затрагивающих эту проблему Однако детальное изучение вопроса выявило отсутствие специального исследования, посвященного разработке методических условий по организации деятельности школьников с документом в рамках уроков различной формы. Отсутствие разработанного алгоритма работы учащихся с документами на формы уроков по истории различной формы, выявленных критериев формы уроков по истории подборе документальной базы к игровым, дискуссионным или исследовательским урокам значительно снижает возможный потенциал такого рода занятий: ряд образовательных, развивающих и воспитательных целей урока при этом оказывается не реализованным. Выявление методических условий работы старшеклассников с документами, разработка алгоритма такого рода деятельности на уроках разной формы с целью повышения их результативности и составляет проблему диссертационного исследования. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Количество публикаций в научно-методических изданиях, посвященных некоторым аспектам применения уроков различной формы в рамках преподавания истории, свидетельствует о росте интереса педагогов к этой теме. В то же время ощущается отсутствие четко выработанных алгоритмов использования документа в рамках таких занятий, описания методических условий успешной работы с памятниками эпохи на уроках различной формы. Применение документов является одной из важнейших сторон обучения истории в современной школе, умения по работе с письменными источниками совершенствуются в процессе всего школьного курса истории, наивысшего развития достигая в старших классах, когда изучение истории выходит на новый качественный уровень. Умения самостоятельно добывать сведения из документа, применять полученную информацию в новой учебной ситуации, работать с историческим материалом не только в рамках репродуктивной, но и поисковой деятельности могут полностью сформироваться в результате организации уроков истории различной формы. Организация таких занятий способствует наиболее полному достижению не только образовательных, но и развивающих и воспитательных целей школьного исторического образования. Объектом данного исследования является процесс обучения истории Отечества XX века в 11 классе. Предметом диссертационного исследования является процесс организации работы старшеклассников с документами на уроках истории различной формы на материале истории культуры и быта Отечества XX века. При определении содержательных аспектов учебного материала, положенного в основу предмета исследования, мы исходили из того, чтобы его сквозной характер давал возможность организовать уроки различной формы с постепенным ее усложнением. Это открывало бы путь для более четкого формы уроков по истории динамики изменения роли и характера использования документа. Данные анкетирования учащихся и учителей, результаты контрольных срезов, наблюдения уроков убедили исследователя, что большие возможности в этом направлении открывает именно тематика культуры и быта людей в различные периоды отечественной истории XX века. Эти темы традиционно вызывают живой интерес у старшеклассников и могут служить хорошей базой для применения документов при организации занятий различной формы. Цель исследования мы видим в том, чтобы выявить методические условия работы старшеклассников с документами в рамках уроков различной формы, а также разработать, научно обосновать и экспериментально проверить такой алгоритм работы с документом, который обеспечил бы заметное повышение эффективности и качества процесса обучения истории в старших классах. Проверка эффективности применения выявленных методических условий и разработанного алгоритма в ходе обучения истории была осуществлена на серии экспериментальных уроков с организацией' игровой, дискуссионной исследовательской деятельности учащихся. Для достижения намеченной цели в ходе исследования предстояло" решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения степени изученности проблемы в целом, а также выявить существующие методические подходы к теме исследования. Проанализировать действующие программы, формы уроков по истории и учебные пособия, выявить их потенциальные возможности для организации работы с документами на уроках истории различной формы уроков по истории. На основе изучения практики использования документов в рамках игровых, дискуссионных исследовательских уроков в современной школе и анализа педагогической литературы выработать научно-методический подход к решению проблемы исследования. С учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся отобрать из опубликованных документов по истории культуры и быта Отечества XX века необходимый комплекс материалов для работы на уроках различной формы, которые позволят достичь заметных результатов в рамках разрабатываемого методического подхода к изучению предмета. На основе выводов, полученных в ходе анализа научно-педагогической литературы, собственного опыта преподавания, выявить методические условия и разработать алгоритм работы учащихся с документами в рамках уроков игровой, дискуссионной исследовательской форм. Экспериментально проверить результативность применения предложенных методических условий и алгоритма использования документов в рамках уроков различной формы путем сравнительного анализа результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах. В ходе решения задач была сформулирована рабочая гипотеза исследования. Она заключается в том, что повышение качества знаний учащихся по отечественной культуре и быту XX века, а также уровня развития умений по работе с документами в рамках уроков различной формы может быть достигнуто при соблюдении следующих методических условий: 1. Выбор формы урока определяется содержанием учебно-исторического материала в том числе и документального и адекватен образовательно-воспитательным и развивающим задачам конкретного занятия. Отбор исторических документов для включения в учебный процесс и организации работы на уроках различной формы проводится с учетом выработанных критериев. Специфика формы урока учитывается при разработке познавательных заданий по работе с документом на различных уровнях познавательной самостоятельности старшеклассников. Организация работы старшеклассников с документом на уроках различной формы строится на комплексном сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности учащихся с постепенным увеличением элементов творчества. Соблюдение предложенных методических условий и применение выработанного исследователем алгоритма работы учащихся с документом в рамках уроков различной формы, на наш взгляд, значительно повысит эффективность и результативность обучения истории. Предмет, цель и задачи исследования обусловили источники и методы его проведения. Методологической основой диссертации является современная теория познания. В процессе исследовательской работы изучалась философская литература. Были выделены основополагающие идеи, которые стали ведущими при работе над диссертацией. К их числу относятся положение о ключевой роли формы уроков по истории документа в процессе изучения истории, понимание решающей роли деятельности в развитии 'личности, теория игровой деятельности, концепция проблемно-развивающего обучения, методологические достижения дидактики и методики i обучения истории, в том числе концепция современных педагогических технологий, направленная на активизацию интенсификацию деятельности учащихся. Теоретической базой исследования явились основные положения теории методов обучения Скаткин ; современные исследования о новых педагогических технологиях в обучении Хайдаров ; педагогические теории о путях формирования познавательной активности на уроках В системе научно-практических методов исследования значительное место уделялось теоретическому анализу и экспериментальной проверке состояния проблемы организации уроков различной формы с применением исторических документов. К числу способов экспериментального выявления состояния исследуемой проблемы в практике современной школы можно отнести анализ действующих программ по истории, учебников, пособий, методических работ, проведение анкетирования учителей и учащихся, серий контрольных диагностирующих работ старшеклассников, педагогическое наблюдение процесса обучения истории в 11 классах и личный опыт преподавания. Решающим методом при работе над диссертацией стал формирующий эксперимент, в ходе которого находили свое воплощение все поставленные задачи и реализовывалась на практике рабочая гипотеза исследования. Работа над диссертацией проходила в несколько этапов. На первом этапе 1999-2001 гг. Анализировался опыт преподавания истории Отечества в старших классах ряда средних школ г. Москвы и Московской области. В процессе проведения констатирующего эксперимента и анализа личного формы уроков по истории преподавания была сформулирована рабочая гипотеза исследования. На втором этапе исследования 2001-2003 гг. Третий этап 2003-2005 характеризовался проведением расширенного формирующего эксперимента в ряде школ Москвы и области и анализом его результатов. Формирующий эксперимент был организован в 28 классах и охватил 730 учащихся. Москвы в период с 2001 по 2004 гг. В процессе экспериментального обучения было проведено более 200 уроков в старших классах города Москвы и Московской области. При организации эксперимента применялся метод единственного различия. Состав контрольных и экспериментальных классов был примерно одинаковым, количество часов и последовательность изучения тем совпадали. Главное отличие обучения в экспериментальных классах по сравнению с контрольными состояло в целенаправленном соблюдении выработанных методических условий и применении определенного алгоритма при организации формы уроков по истории учащихся с документами на уроках разных форм. В контрольных классах работа с документами проводилась эпизодически в рамках обычных традиционных форм обучения. В результате при изучении однотипного материала в контрольных и экспериментальных классах в формы уроков по истории эффективность работы с документами и уровень знаний по культуре и быту истории Отечества XX века существенно возрастали. Об этом свидетельствуют результаты контрольных срезов и анализ формы уроков по истории ответов учащихся. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Отбор документов для урока, а также алгоритм работы с ними должны быть адекватны не только содержанию и структуре материала по истории, но избранной организации занятия. Теоретически разработанный и экспериментально проверенный алгоритм работы с документами в рамках уроков игровой, дискуссионной исследовательской форм может быть эффективен только при соблюдении ряда методических условий. Продуктивная организация различных форм уроков в старших классах может быть достигнута только при условии целенаправленного применения системы методических приемов по работе с историческими документами, скорректированной с учетом специфики занятия. Применение системы познавательных заданий по работе школьников с документами в формы уроков по истории различных форм уроков не только позволяет достичь более значимого результата в плане реализации образовательных целей обучения истории, но и открывает широкие перспективы для воспитания творческой, сознательной, всесторонне развитой личности. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые развитие деятельности ученика по использованию документа на уроке истории и степень ее эффективности исследуется с учетом формы учебного занятия. На основе теоретических изысканий и экспериментальных данных сформулирован новый подход к решению проблемы совершенствования познавательной деятельности учащихся и организации форм урока. Суть нового подхода заключается в соблюдении ряда методических условий при работе учащихся с документами на уроках истории различной формы. Формы уроков по истории ценность данной работы заключается в том, что ее результаты, в виде методических разработок уроков, научно-методических рекомендаций могут быть использованы в практике преподавания предмета. Выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть учтены при совершенствовании программ, учебников, методических пособий для школы. Материалы работы могут быть использованы при подготовке специальных курсов по методике преподавания истории в педагогических вузах, чтении лекций и проведении семинаров в институтах повышения квалификации работников образования. Апробация результатов исследования проводилась диссертантом на выступлениях перед учителями на семинарах в г. Москве, в виде публикаций статей в научных сборниках и методических изданиях, а также при проведении семинаров по методике преподавания истории в МПГУ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования ", Игнатова, Екатерина Владимировна Выводы к третьей главе. В ходе констатирующего эксперимента удалось выявить невысокий уровень активности педагогов в плане использования документов в рамках уроков различной формы, в том числе и на занятиях по культурно-бытовой тематике. В результате анализа методической литературы для учителя было замечено, что в подавляющем количестве пособий работа с документом ведется на репродуктивном уровне, без применения новых технологий в обучении. Количество методических пособий, в которых данный подход преодолен, очень мало. Кроме формы уроков по истории, уроки, посвященные тематике культуры, быта XX века, не всегда отличаются методическими новшествами, находками. Количество публикаций на эту тему в методической литературе пока не представляется значительным, что убеждает в высокой степени актуальности данного исследования. В ходе формирующего эксперимента было выявлено, что внешняя форма урока оказывает решающее влияние на работу старшеклассников с документами. Форма урока порождает возникновение разного рода познавательной активности. Характер ее также определяется формой урока. Уровень активности учащихся в ходе урока определяет и уровень его работы с документом: если роль ученика активна или требует значительных интеллектуальных затрат, то и его работа по анализу документа носит более серьезный и глубокий характер. Творческий характер таких форм урока, как игра, дискуссия исследование выводил работу с документом на принципиально новый уровень: учащиеся не просто извлекали из документа необходимые сведения, а учились их применять в новой, неожиданной ситуации. Знание само по себе переставало быть целью работы участника дискуссии, игры, исследования, его целью являлось адекватное применение полученных знаний в рамках занятия определенной формы. Соответственно, в зависимости от формы урока ребята акцентировали свое внимание на различных аспектах документа, работа с ним становилась более вдумчивой. Для организации успешной работы с документом в рамках уроков различной формы, необходимо четко представлять, для каких целей используется формы уроков по истории, соотносить тему урока, его задачи и место и роль документа в системе конкретного занятия и процесса обучения истории в целом. Усложнение формы урока влекло за собой изменения и в способах работы с документом, поэтому динамика этого процесса должна носить упорядоченный, системный характер, последовательно развиваясь по схеме « от простого к сложному». Это позволило достичь постепенного повышения продуктивности работы учащихся с документами в рамках уроков различной формы. В ходе урока-игры предполагалось, что документ станет одним из способов формирования исторической эмпатии, чем и объясняется ценность документов повествовательного характера, в частности мемуарных памятников, документов эпистолярного жанра и др. Разумеется, это было единственной ценностью документа в рамках занятий игровой формы, поскольку значимой оставалась и функция документа как источника исторических знаний. Если на первом этапе формы уроков по истории эксперимента учащиеся получали заранее подготовленные учителем материалы, использовали готовые схемы игровых действий, учились их применять, и документ являлся вспомогательным инструментом для формирования ситуации эмпатии, то на уроках в форме ролевой игры их задача усложнялась. Теперь документ становился не только и не столько средством формы уроков по истории эмпатии, но и материалом, на основе которого строился образ, роль, принятая на себя учеником. Из документа учащиеся извлекали информацию самого разного толка, в том числе и скрытую, неявную. В рамках урока с элементами дискуссионной активности документ выступал как средство развязывания формы уроков по истории спора, его функции могли быть чисто иллюстративными. На следующем этапе формирующего эксперимента в рамках регламентированной дискуссии роль документа усложнялась: формы уроков по истории на основе документа строили концепцию своего выступления, защищали её, а, кроме того, работали с довольно большим массивом документов. Помимо этого, формы уроков по истории умение выделять наиболее существенные сведения, выразительные факты для обоснования концепции, с тем, чтобы уложиться в заданные временные рамки выступления, но не в ущерб эффектности и эффективности сообщения. Урок-исследование предполагал формы уроков по истории изменения роли документа от источника сведений, которые помогали учащимся ответить на поставленный учителем вопрос, до объекта самостоятельного исторического исследования, в ходе которого учащиеся сами формулировали проблему, подбирали документы и отвечали на поставленный вопрос путем создания проектной работы по истории. В ходе анализа хода экспериментальных уроков было выявлено, что на творческом уровне при всех формах урока документ играл сходные роли и превращался не только в источник фактического материала, но и в средство эмпатии, источник аргументов в ходе обсуждения темы. Менялась и степень владения документом: учащихся, успешно справляющихся с задачами урока, характеризовала высокая степень овладения документальной базой урока, развитые умения по критике источника, по извлечению из документа необходимой информации, в том числе и скрытой, неявной. Для анализа результатов формы уроков по истории этапа педагогического эксперимента применялся ряд методов, среди которых были беседы с учителями и учащимися, наблюдения экспериментальных уроков, а также проведение контрольно-диагностирующих срезов, завершающих очередной этап формирующего эксперимента. Результаты бесед с формы уроков по истории и учащимися, наблюдения за ходом уроков свидетельствовали об интересе к таким формам урока как игра, дискуссия, исследование. При наличии готовых разработок занятий различных форм по истории культуры и быта учителя включали их в процесс обучения. Однако интервьюирование учителей показало, что не все учителя готовы разрабатывать такие уроки самостоятельно в связи с нехваткой времени, сложностью подбора документов. Это подчеркивает актуальность данной работы, включающей в свой состав ряд методических рекомендаций по организации такого рода учебных занятий. В рамках проведения контрольно-диагностирующих работ были сформулированы критерии оценки степени овладения учащимися способами работы с документами на различных познавательных уровнях: репродуктивном, преобразующем и творческом. Результаты срезов свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментальных классов обладают более развитыми умениями по работе с документами, способны использовать документ не только как источник исторических фактов, но и как средство аргументации своей позиции, а также в рамках выполнения творческих заданий. Также наблюдается последовательный рост уровня усвоения знаний по истории культуры и быта Отечества в классах, участвовавших в экспериментальном обучении. Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет утверждать, что соблюдение ряда методических условий, а также определенного алгоритма формы уроков по истории повышению уровня знаний и умений школьников по работе с документами. Методические рекомендации к учебнику «История отчества. Поурочные разработки к учебнику «Россия в XX веке». Поурочные разработки к учебнику «История России, XX формы уроков по истории. Конспекты уроков по истории России XX в. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории XX века. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX - начала XX веков. Советская страна в 1941-1945 гг. Пакет-комплект документальных материалов по истории. Работа с источником на уроке истории. Организация научно-исследовательской деятельности учащися на уроке истории. Научно-практическая конференция учащихся ка средство повышения интереса к предмету. Освоили метод учебных проектов. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Урок - деловая игра. Деловые игры со старшеклассниками. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым играм. Использование нетрадиционных форм работы. Музыкально-историческая композиция «Афганистан - боль в моей судьбе». Игра-путешествие «Прощай, XX век! Советская страна в 1941-1945 гг. Пакет-комплект документальных материалов по истории. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: 10 кл. История Отечества в документах, 1917-1993. Хрестоматия по истории русской культуры. Первая половина XX века. Хрестоматия по истории России XX века. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование проблемы определения методических условий работы старшеклассников с документами на уроках истории различной формы как в теоретическом, так и в практическом плане показало правомерность ее постановки в связи с поиском оптимальных путей повышения качества обучения истории. Формы уроков по истории научные основы решения проблемы применения исторического документа на уроках истории, нами был выделен ряд положений, легших в основу исследования. Было установлено, что исторический документ является одним из основных средств познания различных сторон исторической действительности, а применение документа на уроке истории является одной из важнейших сторон современного школьного образования. Особое значение документ приобретает при изучении материала о культуре, быте, менталитете людей прошлых эпох. Для наиболее продуктивного и результативного использования источника в системе школьного обучения истории наибольшие возможности открываются при внедрении в практику преподавания методов, стимулирующих поисковую активность учащихся, а именно: формы уроков по истории обучение, исследовательский метод обучения, а также частично-поисковый метод. Было также выявлено мнение дидактов о том, что применение игровых, дискуссионных исследовательских моделей в рамках обучения истории может положительно сказаться на эффективности работы учащихся с документом на уроке истории. Опираясь на учение о способах формирования познавательной активности школьников на уроках истории, нами были разработаны и проведены экспериментальные уроки, целью проведения которых являлось описание методических условий работы старшеклассников с документами в рамках уроков различной формы, выявление алгоритма этой работы. В процессе разработки формы уроков по истории нами формы уроков по истории требования современных образовательных программ. Анализ хода и результатов экспериментального обучения подтвердил в целом рабочую гипотезу исследования. В процессе его проведения, обобщения формы уроков по истории, полученных в экспериментальных и контрольных группах, мы убедились в том, что форма урока оказывает значительное влияние на процесс работы школьников с документами, определяя тем самым различие методических условий этой работы. Намечены пути для повышения эффективности такой формы уроков по истории путем применения на практике разработанного нами алгоритма использования документа в различных видах познавательной активности. Организация обучения на основе деятельностного подхода к формы уроков по истории работы учащихся с документами на уроках различной формы способствовало развитию личности школьников, как в чувственно-эмоциональной, так и в интеллектуальной сфере. Положительно влияя на качество усвоения знаний учащихся, последовательное усложнение задач в ходе эксперимента способствовало совершенствованию умений старшеклассников по работе с документом на всех формы уроков по истории познавательной активности. Особое внимание при проведении экспериментального обучения уделялось динамике изменения роли документа в уроках различной формы. Роль документа менялась в зависимости от избранной формы урока. В рамках урока-игры документ изначально позиционировался как объект исторической реконструкции, при помощи которого учащиеся должны смоделировать ту или иную игровую ситуацию или успешно влиться в заранее спланированную учителем структуру игры. В соответствии с этим документы, подбираемые учителем или самими учащимися к игре должны были удовлетворять ряду условий. Документ становился источником фактов, способствующих формированию эмпатии, созданию яркого эмоционального образа исторического явления. Осуществляя целый ряд операций в ходе анализа документа, учащиеся получали полный набор сведений, фактов, обусловивших успешность игровых действий. Работа с такими документами способствовала успешной реализации целей игрового занятия: помимо фактических знаний об изучаемой эпохе, учащиеся совершенствовали целый ряд умений, в том числе выявление типичных явлений для изучаемой эпохи, умение творчески преобразовывать информацию, полученную из документа. Работа с документом в ходе уроков дискуссионной формы строилась на иных принципах. Документ являлся в первую очередь аргументом в дискуссии, что обусловило особый подход к отбору документов для уроков такой формы. Сведения, почерпнутые из документа, становились источником для аргументации своей позиции, подтверждения высказанного тезиса. Учащиеся осуществляли серьезную работу по анализу нескольких документов, сравнивая сведения из различных источников, сопоставляя их данные и выбирая наиболее весомые. В результате был достигнут ряд целей как образовательных получение знаний об историческом явлениитак и развивающих совершенствование умений по защите собственной позициии воспитательных толерантность, неприятие утверждений без солидной аргументации. Роль документа в рамках исследовательского формы уроков по истории очевидна, документ использовался с целью воссоздания четкой и полной картины развития какого-либо исторического процесса, явления, решения формы уроков по истории вопроса. В связи с этим данная форма урока требовала от учащихся значительных интеллектуальных усилий для того, чтобы осуществить алгоритм работы с документом в рамках исследовательского занятия. В результате учащиеся совершенствовали умения по работе с большими объемами документов, оттачивали способности по обобщению сведений, полученных из документов различного типа, делать на их основе выводы. В то же время, несмотря на различия в ходе работы с письменными историческими источниками на игровых, дискуссионных исследовательских занятиях, на творческом уровне формы уроков по истории всех формах урока документ играл сходные роли: он становился не только источником фактического материала, но и средством эмпатии, базой для поиска аргументов в ходе обсуждения темы. Менялась и степень владения документом: учащихся, успешно справляющихся с задачами урока, характеризовала высокая степень овладения документальной базой занятия, сформированные умения по критике источника, по извлечению из документа необходимой информации, в том числе неявной. На этапе обучения в старшей школе учащиеся уже обладают багажом необходимых умений, формы уроков по истории том числе по работе с документом. В то же время, нельзя забывать и о том, что даже реализацию уже сформированных умений необходимо разнообразить, тем самым делая обучение интереснее, увлекательнее, что способствует как совершенствованию этих умений, так и углублению знаний по предмету и повышению эффективности школьного обучения истории в целом. Результаты формирующего эксперимента подтвердили необходимость соблюдения ряда методических условий для успешной работы учащихся с документом в рамках уроков различной формы. К этим условиям относится: 1 систематическое и четкое прогнозирование учителем всего комплекса целей уроков истории с учетом достигнутого школьниками на предыдущих этапах обучения уровня работы с документами на уроках различной формы; 2 выбор формы урока в соответствии с содержанием учебно-исторического материала, педагогическими целями урока; 3 подбор документального материала к занятиям в соответствии с учебными задачами урока конкретной формы; 4 разработка познавательных заданий по работе с документом с учетом специфики избранной формы урока; 5 организация учителем познавательной активности учащихся на основе постепенного и закономерного перехода от репродуктивных видов работ к творческим в процессе овладения учащимися алгоритмом работы с документом, соответствующим различным формам урока. Результаты проведенного исследования показывают, что внедрение в практику преподавания истории культуры и быта разработанных в данном диссертационном исследовании методических приемов способствует повышению качества исторических знаний учащихся, повышению уровня познавательной самостоятельности учащихся, формированию творческой личности. В то же время успешность достижения этих целей зависит от целого формы уроков по истории разноплановых факторов, в том числе от более широкой реализации в ныне действующих учебниках и программах условий для использования документа на уроках истории по культуре и быту. Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Игнатова, Екатерина Владимировна, 2006 год 1. Исторический источник как средство познания и некоторые методологические проблемы источниковедения: автореф. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологи: пробл. Алма-Ата: Мектеп, 1980 - 207с. Алма-Ата: О-во « Знание», 1985. Методика преподавания истории в старших классах: стеногр. Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории: на материале истории России XIX века : дис. Алгоритмы педагогического творчества: кн. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточнике: учеб. Методические рекомендации к учебнику «История отчества. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практ. Источник, факт, событие в историческом познании: автореф. Архитектура эпохи модерна: Концепции. От учебника к творческому замыслу урока: кн. Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории у учащихся 8-9 классов: дис. Фирма « Сентябрь», 1996. Проблемы развивающегося обучения: опыт теорет. Обучение истории в старших классах. История России XX век: учеб. Контрольные и проверочные работы по истории России XX века: 9-11 кл. Поурочные разработки к учебнику «История России, XX век»: кн. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Очерки истории русской культуры начала XX века: кн. История Отечества, XX век: 11-1 кл. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: 10-й кл. « Целый мир уложить на странице»: учеб. История Отечества, XX век: учеб. Программа курса «История Отечества 1900-1940 гг. » для X класса. История России, XX век: учеб. Организация современного урока: кн. История России, XX век: учеб. Игровое моделирование: методология и практика: сб. История Отечества 1939-1996: учеб. П Денисенко и др. История Отечества XX начала XXI века: учеб. История России XIX XX вв. История России, XX век: учеб. История России: проблемы события, люди дифференцир. История современной России, 1985-1994: эксперим. История России с 1917 формы уроков по истории наших дней: учеб. О работе с хрестоматией «История России. Дебаты на уроках формы уроков по истории учеб. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками формы уроков по истории знаний: на материале курсов истории И класса : дис. Поурочные методические разработки и сценарии формы уроков по истории к курсу истории России XIX начала XX веков: 10-11 кл. Советская страна в 1941-1945 гг. История России, XX век: консп. Формы уроков по истории Отечества XX начало XXI века: программа курса и тематическое планирование для 11 кл. Задания для самостоятельной работы по истории Формы уроков по истории XX века: кн. Психология ранней kjhocth: кн. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории XX века: 11 кл. Россия и мир в 60-е годы. Советский Союз и зарубежные после Второй мировой войны. Перспективные школьные технологии: учеб. Формирование аналитических умений учащихся на уро ках истории: на материале курсов 10 класса: дис. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории СССР: 160. VIII класс : дис. Россия в XX веке: учеб. Педагогика и психология; 7. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения документальны источников: на материале истории отечества 11 класса: дис. Организация проблемного обучения в школе: кн. Никитин; АН СССР, Ин-т философии. Отечественная история XX начала XXI века: учеб. Спор, дискуссия, полемика: кн. Материалы и познавательные задания по отечественной истории: для учащихся 11 кл. Российская деревня после войны июнь 1945 март 1953 : сб. Россия, которую мы не знали. Шорохова; Ин-т философии АН СССР. Хрестоматия по истории русской культуры: Первая половина XX в. Организационно-обучающие игры в образовании: практ. Современные педагогические технологии: учеб. Освоили метод учебных проектов. Может ли пятиклассник анализировать исторический источник? Формы уроков по истории тетрадь по истории Отечества. Методика преподавания истории в школе: учеб. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории 5-8 классы : дис. Б Сенновский; под ред. Нововведения в управлении школой. Коммунальный пост модернизм: Формы уроков по истории. Как активизировать учение школьников: дидакт. Метод « малых групп». Хрестоматия по истории России первой половины XX века: спор, вопр. Хрестоматия по истории России XX века:. Деловые игры в учебном процессе: учеб. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Россия в 1992—1998гг: доп. «История Отечества, XX век». Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов формы уроков по истории OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты формы уроков по истории диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.



copyright © fsti55.ru