Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Ощущения и их виды

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления. Слово "ощущение" психологи ощущения их виды использовали ощущения их виды обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение - это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение. В области ощущения их виды и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а ощущения их виды его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить предмет сахар, медзначит, здесь есть только ощущения. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентуются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентуются как ощущения, так как построить образ боли может только очень богатое воображение. Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний ощущения их виды мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в ощущения их виды сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасности. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий некоторый информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка информационная недогрузка сенсорная изоляциякоторые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Способность ощущения их виды ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений по поводу, источнику и качеству возникновения которых отдается отчетто они есть только у ощущения их виды. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей физических, механических, химических иных. Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукт приспособления к воздействиям внешней среды, и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор - понятие, предложенное Павловым, обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители. Эфферентный - это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела. Афферентный - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу. Анализатор состоит из трех частей: Периферический отдел или рецепторявляющийся специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Рецептор - это специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. Различают два вида рецепторов: контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; дистантные рецепторы - т. Афферентные центростремительные и эфферентные центробежные нервы, проводящие пути, соединяющие ощущения их виды отдел анализатора с центральным. Подкорковые и корковые отделы мозговой конец анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. В корковом отделе каждого анализатора имеется ядро анализатора, т. Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Органы чувств - телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, ощущения их виды также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения. Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из ощущения их виды органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма: наличии в ней биологически полезных или вредных веществ, температуре тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом; проприоцептивные ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации ощущения равновесия. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими. Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные; дистантные. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантными рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. С точки зрения данных современной науки, принятое разделение ощущений на внешние экстероцепторы и внутренние ощущения их виды недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например: температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Как мы уже говорили ранее, с ощущений начинается психика. Они являются первичным материалом психических образов, которые формируются уже на уровне восприятия. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Термин ощущение относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством органов чувств уха, глаза и т. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы "переживаем" нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией. Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. Для того ощущения их виды некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его ощущения их виды встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется. Отдельные ощущения как бы "привязаны" к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - ощущения их виды, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный включающий принятие решения и означенный связанный с речью синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. Восприятием перцепцией называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира предметов, явленийскладывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ. По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них ощущения их виды группы: свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса; свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы: объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления. Во второй группе среди основных "сущностных" свойств восприятия выделяются: константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме ощущения их виды цвету в изменяющихся физических условиях восприятия; осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом; структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры; целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа; предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира; обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку; избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия. В основе классификации восприятий по видам, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные; слуховые; осязательные; кинестетические; обонятельные; вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство; время; движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как: восприятие предметов; восприятие речи письменной и устной или музыки; восприятие человека человеком. Последнее носит специальное название "социальная перцепция" и является профессионально важным качеством представителей т. Социальная перцепция - явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют две стороны или два аспекта : когнитивный познавательный - как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в ощущения их виды его личности индивидуальности; эмоциональный - как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия. Феномены восприятия, в особенности объединение восприятий по некоторым принципам в связные единства, лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии. Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию по-видимому, врожденную структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как "фигура" на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Однако вся ощущения их виды восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится, в свою очередь, значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном. Второй принцип - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся ощущения их виды том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда ощущения их виды радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее. Объединение группировка элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность воображаемая или симметрия. По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. Принцип ощущения их виды состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. Например, если это касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном. Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. И наконец, форма будет воспринята как "правильная", когда она имеет одну или несколько осей симметрии. Таким образом, из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов. Проблемы для обсуждения: 1. Восприятие, его виды и свойства. Отличие восприятия от ощущений. Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием Андреем Григорьевичем Ухтомским 1770-1852. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить изучать в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных ощущения их виды и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить "материю" внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, ощущения их виды нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов ощущения их виды, в которые включен человек. Это - наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся. Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы ощущения их виды соединить и учесть обе точки зрения, т. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие: Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от ощущения их виды, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации. Нейроны внимания - клетки-детекторы новизны - можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах ощущения их виды мозга. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной ощущения их виды системе существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным. В чем же сущность этого процесса и одновременно состояния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении. Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Эдвард Титченер 1867-1927является тот факт, что, находясь под ощущения их виды наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного полусознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью; сосредоточенностью; переключаемостью; распределением; объемом. Рассмотрим каждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие - характеризуют психические состояния возбужденность, заторможенность и т. Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих ощущения их виды, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых. Сосредоточенность внимания противоположное качество - рассеянность проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, ощущения их виды его случайно заинтересовало. Во втором - сознательно - усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном для него объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но ощущения их виды неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания: первый - характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания. Все три обсуждаемые характеристики ощущения их виды связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в ощущения их виды как природно обусловленные. Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться ощущения их виды продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда ощущения их виды к продолжению прерванной деятельности. Именно так и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения ощущения их виды видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается. Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в ощущения их виды повышенного внимания сознания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом. Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются - природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, ощущения их виды интеллектуальное внимание. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на ощущения их виды или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Ощущения их виды, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Наконец, можно различать чувственное интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Проблемы для обсуждения: 1. Роль внимания в чувственном ощущения их виды окружающей действительности. Виды внимания их характеристика. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом". Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из ощущения их виды царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы ощущения их виды утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими ощущения их виды, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая; механическая. Первая - проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая - выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не ощущения их виды исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно ощущения их виды быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств. У человека есть речь как мощное ощущения их виды запоминания, способ хранения информации в виде текстов ощущения их виды разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная; логическая; опосредствованная. Первая - связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни следующие функции: запоминания, сохранения, воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, ощущения их виды у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ощущения их виды материал. Это индивиды с ощущения их виды долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что ощущения их виды запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти. Немецкий ученый Герман Эббингауз 1850-1909 был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги иной слабо организованный в смысловом плане материал. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в ощущения их виды точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но ощущения их виды осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению ощущения их виды тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию повторение без заучиванияэкономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец " эффект края". Для ассоциативной связи впечатлений их последующего воспроизводства ощущения их виды важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений. Ощущения их виды, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со ощущения их виды может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием. Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях Ощущения их виды. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Теодюль Рибо 1839-1916анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности: память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти; память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст. Установка на запоминание способствует ему, т. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности. Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается. Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем ощущения их виды середину. По данным, полученным Анри Пьероном 1881-1964распределение повторений в ощущения их виды суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится. Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в ощущения их виды его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление ощущения их виды в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала. Проблемы для обсуждения: 1. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности. В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции от лат. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. В психологии эмоции определяются как переживание человеком ощущения их виды данный момент своего отношения к чему-либо к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. Помимо этого узкого понимания понятие "эмоция" используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний. Немецкий философ Иммануил Ощущения их виды 1724-1804 делил эмоции на: стенические, повышающие жизнедеятельность организма; астенические - ослабляющие ее. Стенический страх заставил лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани, астенический страх приводит людей и животных в оцепенение что тоже имеет биологический смысл: не выделяться из фона, казаться неживым. Эмоции делят также на: положительные, то есть приятные; отрицательные, неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия так называемый эмоциональный тон ощущенийкоторые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания. В экспериментах в мозг крысы вживляли электрод, с помощью которого раздражали нервный центр удовольствия. Затем крысу научили самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычаг, замыкая таким образом электрическую цепь. Испытываемое при этом крысой ощущение удовольствия приводило к тому, что она нажимала на рычаг до двух тысяч раз подряд. Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болезней, когда по медицинским показаниям больным людям на длительное время вживляли в мозг электроды, стимулируя через них нервные клетки. Возбуждение участка мозга, вызывающее чувство удовольствия, приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил: "Доктор, пораздражайте меня еще". Более сложными являются ощущения их виды положительные радость, восторг и отрицательные гнев, горе, страх эмоции. Павел Васильевич Симонов 1926 выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки например, получение удовольствия от страха в "комнате ужасов". В ощущения их виды от личностных вкусов, интересов, нравственных установок, опыта и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Например, опасность у одних вызывает страх, а у других - радостное, приподнятое настроение. Влияние опыта, установок восприятия проявляется, например, у парашютистов в том, что прыжок с парашютной вышки переживается ими сильнее, чем прыжок с самолета. Объясняется это тем, что близость земли в первом случае делает восприятие высоты более конкретным. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Собственно эмоции - это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей имеют хорошо осознаваемую причину появления. Аффект - быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания. Как мы уже отметили, эмоция в широком смысле слова - это психофизиологический феномен, поэтому о переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме позедвигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Ощущения их виды говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладошиусилением кровотока в мелких сосудах капиллярахвследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее. При печали происходят ощущения их виды сдвиги: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и ощущения их виды в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать ощущения их виды и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, ощущения их виды речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук сжимание пальцев в кулак. У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического ощущения их виды, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Различаются люди и по эмоциональной возбудимости: одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие - только на очень сильные. Вспомним распространенные и не совсем правильные представления о вспыльчивых южанах и невозмутимых жителях ощущения их виды стран. Кроме того, одни люди склонны чаще переживать положительные эмоции, другие - отрицательные. Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ощущения их виды. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В ощущения их виды с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональную память. Житейское понимание слова "чувство" настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений больвозвращение сознания после обморока "прийти в чувство" и т. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, то есть оценочного отношения ощущения их виды каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие удовлетворение от выполненного задания, т. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, ощущения их виды зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у ощущения их виды будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном ощущения их виды - радость, а при провале - разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства - это не одно и то же. Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями. Особо выделяют так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Человек сознает, почему он ощущения их виды, гордится, дружит. Высшие чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности например любовь к Родине. Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят на нравственные моральные и эстетические. К нравственным чувствам относятся в первую очередь чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу, называется чувством долга. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувстве вины, стыда и в угрызениях совести. К нравственным чувствам также относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку или животному. Ощущения их виды чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга. К этой группе относят и чувство юмора чувство смешного. При этом, по выражению Платонова, юмор за шуткой скрывает серьезное ощущения их виды к предмету, а ирония за серьезной формулой скрывает шутку. И шутка, ирония носят обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, в отличие от насмешки, и лишены горького смысла, присущего сарказму. Гоголь характеризовал юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы. Чувство юмора может быть врожденным, но оно также является показателем интеллектуального развития личности, ее культурного уровня. У англичан есть пословица: " Нельзя жениться на девушке, которая не смеется над тем, что смешно вам". Поскольку эмоции и чувства не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют: сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата; снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу "не очень-то и хотелось"; получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации; разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи например, "если не поступлю в этот институт, то пойду в другой" ; откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. Павлов, нужно "страсть вогнать в мышцы" ; для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. Тик непроизвольное сокращение мышц лицавозникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения; написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит ощущения их виды людей замкнутых и скрытных; слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции Гиппократ ; изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение в соответствии с теорией Джемса - Ланге ; активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность; мышечное расслабление релаксацияявляющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги. Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, ощущения их виды возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется ощущения их виды, возбуждающее центральную нервную систему. Следовательно, его удаление при плаче ведет к снижению возбуждения и эмоционального напряжения. Проблемы для обсуждения: 1. Виды эмоций, их характеристика. Отличие эмоций от чувств. Способы снижения эмоциональной напряженности. Современная психология: справочное руководство. Психология: Учебник для студентов высш.



copyright © fsti55.ru