Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Стихи о словарях для детей

Штудии Лариса ШЕСТАКОВА, Сергей ШЕЛЛОВ ПОЭЗИЯ И СЛОВАРИ: СЛОВО В ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ В безбрежном море словарей, справочников, энциклопедий словари поэтического языка занимают скромное место. Зачем же нужны такие словари? На какие вопросы они могут ответить? Не будем отсылать читателя к научной литературе, где, разумеется, есть ответы на эти стихи о словарях для детей, но там и вопросы могут быть поставлены несколько иначе, да и ответы на них рассчитаны на специалистов. Поэтому мы порассуждаем на эту тему сами. И начнем, пожалуй, с того, что словари языка поэзии могут быть посвящены и одному поэту, и двум, и десяти, и более. Стихи о словарях для детей таких словарей и фрагменты из них уже собраны в Антологии, вышедшей в 2003 г. Этот выдающийся филолог, редактируя собрание сочинений Державина, составил словарь «особенностей» его языка. Словарь поэтому неполный, но каждое выбранное для него слово сопровождается примерами и названиями произведений, из которых они взяты. Из множества статей словаря выделяются не вполне обычные по своему содержанию. Например, иллюстрируя «пиитическое» слово восторг строками Державина: Пленил меня восторг святой, Грот приводит для сравнения классические строки Ломоносова: Восторг незапный ум пленил ода «На взятие Стихи о словарях для детей. А как он подает слово девучки стихи о словарях для детей с таким ударением! Предваряя реакцию читателя, Грот сопровождает слово любопытным комментарием с отсылкой к авторитету Даля : «Насмешки над ударением слова девочки не совсем основательны, так как в некоторых местностях, даже кругом Москвы, простолюдие почти без исключения и теперь так говорит. Это подтверждает и Даль, относя такое произношение к числу явлений новгородского наречия». Уже по этим примерам видно, на какие вопросы отвечают словари поэзии: встречается ли слово у того или иного автора, как стихи о словарях для детей используется одним поэтом и что добавляет к этому сравнение с другими. В сравнительном плане незаменимы, конечно, словари, в которых при каждом слове вырастает целый «куст» из множества строк разных поэтов. Вступая в диалог друг с другом, эти строки обнаруживают многообразные связи, сходства и различия. Для него выбраны десять поэтов — Несмотря на некоторую субъективность этого выбора, согласимся, что масштаб творчества каждого из этих поэтов, говоря словами Сергея Аверинцева, «объективно уже вне споров». Открывая наугад четвертый том Словаря а стихи о словарях для детей часть буквы «К», буквы «М» и «Л»попадаем на слово лестница. Вот что о лестнице говорит Есенин: Звонкий мрамор белых лестниц протянулся в райский сад; словно космища кудесниц, Звезды в яблонях висят. А вот — Пастернак: И день вставал, оплеснясь, В помойной жаркой яме, В кругах пожарных лестниц, Ушибленный дровами. У обоих поэтов лестница рифмуется, но у одного это выглядит достаточно обычно: лестниц — кудесниц, а у другого неожиданно: оплеснясь — лестниц. Цветаева лестницу не рифмует, но у нее слово становится частью яркой образной картины: Так лестницею нисходящей Речною — в колыбель зыбей. Так, к острову тому, где слаще Чем где-либо — лжет соловей… Между прочим, материалы Словаря говорят и о «поэтической частотности» того или иного слова. Так, в этом же томе больше всего примеров на мой и мы, их буквально десятки страниц! А если взять слова полнозначные, то кто из них рекордсмен? Правильно: существительные любовь, люди, мир, море, глагол мочь. Множество примеров к последнему слову начинают символистские строки Анненского с «неразлучными» мочь и хотеть: Кого-то. И с тем сном Расстаться и не может и не хочет Душа. Словарь дает ответы на вопросы, кем из поэтов, когда и что уже было сказано не только о явлениях и предметах, традиционно считающихся поэтическими, — таких, как буря, весна, заря, звезда, лира, небо. Появление и сгущение в стихах самых обычных, даже сниженных, слов дает подчас такой эффект, которого не даст высокая лексика. Многие помнят, что поэтические лопухи, так же, как одуванчик, лебеда — «растут» в афористических строках Ахматовой о стихах: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Эти стихи помечены 1936-1960 гг. Вообще, если учитывать фактор времени и стихи о словарях для детей все примеры использования одного слова в хронологическом порядке как это сделано в рассматриваемом Словареможно получить ответ и на такой вопрос: меняется ли со временем «поэтический мир» отдельного слова — его эмоциональный, экспрессивный, вкусовой и т. Читая «Словарь языка русской поэзии XX века», ощущаешь и привычность, традиционность и, напротив, оригинальность звучания не только отдельных слов, но и. Согласимся, что, например, буква «Ж» имеет в русском языке особую репутацию. В Словаре материалов на эту букву меньше, чем в словарях общего языка, но многие из слов здесь определенным образом отмечены или, как говорят лингвисты, маркированы. Так, просторечное слово жисть встречается почти у всех поэтов, разговорное журить — у Мандельштама, устаревшее разговорное жантильный — у Маяковского, областное жемжурка пляска — у Хлебникова. А цветовое прилагательное желтый порождает целый ряд слов, которых читатель не найдет в обычных словарях: желтосерп Анненскийжелтозарный, желтоокий Хлебниковжелтоглазина Маяковский. Существует, и обосновывается поэтами, учеными стихи о словарях для детей философами представление о том, что поэтический язык — это кладовая ресурсов и потенций национального языка. Как видим, такие потенции способны реализовывать себя в поэзии даже в пределах отдельных букв. Конечно, слово может попадать в разные позиции поэтического текста. И тут возникают новые вопросы: какие слова включаются в заглавия, подзаголовки, посвящения и т. Эти вопросы значимы, так как заглавия, подзаголовки, посвящения и т. И Словарь помогает ответить на них, вводя пометы Загл. С их помощью, действительно, можно увидеть, как и какие поэты сближаются, например, в выборе заглавий. Словом «Болезнь» называют свои стихи Цветаева и Пастернак случайно ли? В объемном материале к существительному вечер найдем и короткие заглавия: «Вечер» Ахматовой, «Летний вечер» Блока, «Нездешние вечера» Кузмина, и пространное «Мама и убитый немцами вечер» Маяковского. Такая картина может подтолкнуть к размышлениям исследователя, и современного поэта. Интересно, что на большом пространстве Словаря часто встречаешь поэтические фрагменты, где хотя бы одно из «действующих лиц» — реальный человек. Это — персонаж всемирной истории, положительный или отрицательный, великий или малоизвестный, оставивший в этой истории глубокий след или просто повлиявший на судьбу поэтов, представленных в Словаре. Сказанное относится и к другим именам собственным. Приведем на выбор всего три примера с именами Кручёных, Ленинград, Мамай. Эти примеры достаточно показательны в смысле выбора и роли имен в тексте для того, стихи о словарях для детей специально их стихи о словарях для детей комментировать: Убийцы нож ховая разговором, Столетие правительства ученых, Ты набрано косым набором, Точно издание Кручёных, Где толпы опечаток Летят, как праздник святок Хлебников ; И в ночи январской беззвездной, Сам дивясь небывалой судьбе, Возвращенный из смертной бездны, Ленинград салютует себе Ахматова ; Хан мой — Мамай, Хлеб мой — тоска. К старому в рай, паперть-верста Цветаева. Есть, конечно, и совсем особые вопросы, на которые без словарей поэтического языка, стихи о словарях для детей всего, просто не ответить. В самом деле, спросим: а есть ли у кого-нибудь из поэтов случаи использования, например, Боум или Бэмь читатель может сам придумать любые другие собственные окказионализмы-неологизмы? Не просматривать же их полные собрания сочинений! В том Словаре, о котором мы говорили, такие слова есть, и принадлежат они Хлебникову. В его сверхповести «Зангези» Боум — это единица звездного языка, означающая разум, «следующий голосу опыта», а Бэмь — одна из единиц языка богов. На поставленные нами вопросы нашлись ответы даже в одном словаре поэтического языка. Если же обращаться к таким словарям в целом, опираться на собранный и представленный в них материал, можно не только делать различные заключения о том, как развивается поэтический язык, что привносят в него разные авторы, но и полнее и богаче почувствовать а в поэзии это значит — понять! Лариса Шестакова — кандидат филологических наук, ведущий стихи о словарях для детей Института русского языка РАН. Автор многих научных статей и книг. Сергей Шеллов — доктор филологических наук.



copyright © fsti55.ru